Интеллектуальная собственность на вашем сайте - 5 самых распространенных ошибок

Интеллектуальная собственность на вашем сайте - 5 самых распространенных ошибок

Приведенный ниже перечень ошибок сделан на основе проблем, с которыми наиболее часто сталкивались наши клиенты, поэтому он достаточно субъективен.


1. Забыли оформить или передать права на интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность, которая представляет ценность для каждой компании, разная. Для кого-то ценны фотографии его товаров, поскольку никто такие качественные фотографии на конкретном рынке больше не делает (об уникальности их фотографий на рынке нам говорили как производители мебели, так и компании, занимающиеся металлопрокатом). Для кого-то самый ценный актив – это программа для ЭВМ, которая используется на сайте компании и с помощью которой пользователям предоставляется определенный сервис. Для третьей компании самый ценный актив – это ее патенты. И так далее. То есть не столько важно, какие именно объекты интеллектуальной собственности у вас есть, сколько правильно ли у вас оформлены права на них.

Что означает правильное оформление?

Это:

  • заключение договора,
  • подписание актов о передаче результата (разработанное ПО, дизайн),
  • реальная передача результатов (на материальном носителе или положили в какой-то репозиторий),
  • передача исключительных прав. При этом лучше отдельно указывать вознаграждение за передачу исключительных прав, а не указывать, что вознаграждение входит в стоимость работ/услуг.
  • хранение всех документов и материальных носителей на тот случай, если вдруг потребуются оригиналы или исходные файлы.

Что может произойти, если забыли оформить все документы?

Если кто-то скопирует ваш фирменный стиль, дизайн вашего сайта, фотографии, логотип, программу, а у вас как компании не оформлены права, то прежде чем предъявить претензии в связи с их незаконным использованием, вам придется оформить документы. При этом оформлять документы задним числом не рекомендуется, поскольку арбитражный суд может потребовать предоставить оригиналы документов. А в случае сомнений в подлинности документов (и давности их изготовления) суд может назначить соответствующую экспертизу.

В итоге привлечь к ответственности лицо, которое незаконно использует вашу интеллектуальную собственность, может не получиться, что очень неприятно.

Необходимо оговориться, что правильно оформлять документы стоит не только со сторонними разработчиками, дизайнерами, но и со своими работниками. Работники создают служебные произведения, и без правильного оформления у работодателя есть риск не доказать, что созданный работникам объект принадлежит работодателю. Это в свою очередь означает, что работник (или бывший работник) может потребовать вознаграждение за использование работодателем созданного им объекта.

P.S. Если ваша компания постоянно обращается за помощью к разрабочикам, почитать о том, что следует учесть в работе с ними, можно здесь.


2. Забыли сменить администратора доменных имен, забыли забрать у стороннего программиста доступы к хостингу, управлению сайтом

Часто администратором доменного имени становится разработчик, который по договору с заказчиком создает ему сайт. И не менее часто после сдачи работ разработчик забывает передать администрирование домена самому заказчику. В итоге в случае конфликта сторон разработчик имеет возможность в любой момент продать кому-либо домен, что может принести заказчику значительное неудобство, вплоть до невозможности пользоваться сайтом.

Также рекомендуется заключать договор с хостером только от имени компании, а не физического лица (например, того же стороннего разрабочика). Связано это с тем, что хостер не пойдет на уговоры юридического лица (не клиент хостера) забрать доступ у физического лица (клиент хостера) и передать доступ юридическому лицу, которое считает, что ему хотят причинить вред.

В случае конфликта такое физическое лицо может просто удалить/изменить сайт. Потом вы как заказчик возможно сможете взыскать убытки с такого физического лица, но это будет потом, а в моменте вы можете потерять ваших клиентов. Следовательно, заключайте договор от имени компании.


3. Забыли проверить логотип на возможность зарегистрировать его как товарный знак и забыли проверить фирменное наименование компании

Айдентика компании, фирменный стиль важны для компании. Но не менее важна возможность защитить их. Это означает, что в самом начале еще перед утверждением итогового варианта логотипа стоит проверить, а можно ли потом зарегистрировать его в качестве товарного знака. Товарный знак может быть словесный, в виде картинки, комбинированный. Проверка выполняется по базе ФИПС, при этом можно проверить как среди зарегистрированных товарных знаков, так и среди поданных заявок на регистрацию. Это позволит в самом начале изменить логотип, прежде чем вы потратите деньги на продвижение компании и ее продукта и потребуется изменить логотип.

Также стоит проверить, нет ли в ЕГРЮЛ компаний с таким же наименованием, как у вас, и которые занимаются той же деятельностью, что планируете и вы.

Зачем это нужно?

Первая зарегистрированная компания может через суд обязать вас изменить фирменное наименование, если докажет, что одинаковое наименование и оказание одних и тех же услуг вводят потребителей в заблуждение. В итоге – после смены фирменного наименования могут потребоваться дополнительные расходы на рекламу для повышения узнаваемости компании с новым названием.


4. Забыли зарегистрировать необходимые домены или их продлить, не зарегистрировали товарные знаки

Когда вы определились с названием компании или названием продукта, следует зарегистрировать необходимые доменные имена. И конечно не забывать их продлевать. Достаточно много историй, когда даже крупные компании (например, корпорация Dell) забывали вовремя продлить свои домены, и в итоге их купили киберсквоттеры. Чтобы вернуть домен потребуется потратить время и деньги, поэтому проще не допускать этого.

Что касается товарных знаков: целесообразно их регистрировать. Стоимость услуг по регистрации товарного знака и пошлин примерно 45 тысяч рублей. Если ваши затраты в маркетинг больше данной суммы, стоит подумать о необходимости зарегистрировать товарный знак. Смысл регистрации состоит в том, что привлечь к ответственности за нарушение товарного знака проще (в плане доказывания в суде), чем за логотип или дизайн сайта.


5. Использование чужого контента без разрешения

Нельзя без разрешения использовать чужой контент. Есть несколько исключений из этого правила. Подробнее об этом можно посмотреть здесь.

При использовании картинок (а товарные знаки могут быть в виде картинок), видео и иных материалов из Интернета, стоит помнить, что размещение контента в сети Интернет не означает предоставление всем права его использовать без разрешения. Как указано в Определении Судебном коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2015 г. N 84-КГ15-1, Интернет как информационно-телекоммуникационную сеть, не является местом, открытым для свободного посещения. В связи с чем требуется получать согласие правообладателя на использование принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности, даже если они размещены в сети Интернет.


Статья подготовлена
юридической компанией
«Legal Jazz»

С 2003 года
Надежность.
Нам доверяют десятки тысяч компаний и разработчиков
20 лет
Предоставляем услуги профессионального хостинга
35 000
Клиентов доверяют нам размещение своих сайтов
99.99%
Подтвержденный uptime
наших серверов хостинга
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
Наши клиенты
ВК49865